Правильнее сказать, что это история оконных технологий, но началось-то всё с некоего одного окна. Поначалу человеку окно не было нужно, вышел на улицу из пещеры – вот и свет, а если дыра в стене, так в неё же дует, недолго и простудиться, а пенициллин ещё не изобретён! Из пещер человек постепенно переселился в дома собственной постройки, но об окнах и не помышлял, а вот отверстие для выхода дыма из помещения было необходимо. Оно и свет дарило, и поступление свежего воздуха обеспечивало. И вообще, человек всегда всего боялся, старался от всего отгородиться, и от духов, и от птиц, мух, от всего, что досаждает.
Даже первые цивилизации не нуждались в окнах для своих построек. Обитатели древнего Средиземноморья строили не просто дома, а виллы, но свет дневного светила обеспечивал в них внутренний дворик, а не окна. Изредка в греческих постройках делались узкие щели, но скорее для вентиляции или для подслушивания того, что за стеной творится. В средневековых замках оконные технологии тоже были ни к чему. Мой замок – моя крепость, поэтому щели в стенах нужны лишь для бойниц. Их, всё-таки, пришлось делать, да ещё - изощрённо, они несли не только оборонную, но и эстетическую функцию, архитектурную.
Антиоконная позиция наших предков длилась долго, даже не смотря на то, что в Помпее, например, была откопана, после известной катастрофы, первая застеклённая баня с окнами вполне современного размера: 0,9 х 1,2 метра. Кстати, недалече от Помпей, всё в той же будущей Италии, в некоей Венеции – уже была изобретена и широко применялась, модная ныне, венецианская штукатурка, но венецианцам ещё не было даже известно, что через столетия им суждено стать организаторами массового производства стекла. Это случилось в романский период, когда Венеция, известный европейский источник инновационных технологий массового применения, стала центром стекольного производства.
Средневековые дизайнеры воодушевились, появилась возможность, и обеспечивать свет во дворцах и виллах, и обеспечивать в них климат-контроль проветриванием, и украшать фасады. Агрессивный вид замков и крепостей поувял, амбразуры и бойницы были застеклены, а окна стали обеспечивать прекрасный вид на окружающие пейзажи. Стал цениться комфорт помещений и окружающий здания ландшафт. Вся Европа была занята остекленением, а Венеция на этом не остановилась и, как всегда пошла дальше. Стала центром европейского декоративного стеклопроизводства. Когда храмы, дворцы и элитные дома европейских городов приняли новый декор в виде мозаичных витражей и цветных стеклянных окон, никто уже не смел Венецию называть «некоей», она стала законодательницей оконных технологий того времени.
В семнадцатом веке Франция покусилась на итальянскую монополию на рынке оконных технологий, там была разработана инновационная технология, которая позволяла получать плоское стекло выдающейся прозрачности. И стекло стало зеркалом! Именно зеркала украсили Версальский дворец, а его Зал зеркал стал образцом для создания окон впечатляющих размеров.
Тогда-то Россия впервые, при Петре Первом, заимствовала оконные технологии у европейцев. Петербургская архитектура и окна дворцов, как её непременный атрибут, и сейчас поражают эстетов гармоничностью и роскошью.
Но эти технологии, в общем-то, не были экономически целесообразными для массового применения, особенно для российского климата. Всё стало делаться попроще, поэкономичней, но всё-таки, в стиле классицизма, который был раскритикован, как не пригодный для массового строительства. И начался современный период развития оконных технологий, о котором писать надо отдельно, в следующей статье.